«Экономика, в которой не бывает банкротств, наверняка обанкротится» (М. Звонарев).

Инициирование возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве).

 Должник.

В зависимости от обстоятельств должник несет обязанность или обладает правом на подачу заявления должника о признании его несостоятельным (банкротом) (далее — Заявление должника).

Обязанность по подаче Заявления должника регулируется ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее — Закон о банкротстве). Вкратце укажем, что такая обязанность появляется у должника, например:

— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей;

— в рамках исполнительного производства ССП изымает имущество, без которого невозможна дальнейшая хозяйственная деятельность должника;

— высший орган управления принял решение о подаче в суд Заявления должника;

— имеются признаки неплатежеспособности или недостаточности имущества должника;

— имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;

— ликвидационная комиссия при формировании промежуточного ликвидационного баланса обнаружила признаки неплатежеспособности или недостаточности имущества должника;

— иные обстоятельства.

Председатель ликвидационной комиссии обязан обратиться в суд с Заявлением должника в течение 10-ти дней с момента выявления признаков банкротства. По факту признаки банкротства ликвидационная комиссия видит при формировании промежуточного ликвидационного баланса.

Забегая вперед скажем, что в тех случаях, когда инициатором дела о банкротстве является ликвидатор, то юридическое лицо “проваливается” в банкротство по упрощенной системе: т.е. сразу в процедуру конкурсного производства. Такая упрощенная система предусмотрена для ликвидируемых и отсутствующих юридических лиц.

В остальных случаях обязанное лицо должно обратиться в суд с Заявлением должника в течение 30-ти дней с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

Должник также вправе обратиться в суд с Заявлением должника в тех случаях, когда предвидит наступление признаков объективного банкротства. В этих случаях придется суду доказывать тот факт, что банкротство не является фиктивным и что должник действительно больше не в состоянии продолжать хозяйственную деятельность.

Обратим внимание, что с тех пор, как закон запретил должнику указывать в своем заявлении кандидатуру арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих, подача в суд Заявления должника стала крайне редким явлением.

Конкурсные кредиторы.

Для того, чтобы конкурсный кредитор мог обратиться в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) необходимо чтобы были в наличии следующие условия (в совокупности):

— по общему правилу сумма основного долга (в основной долг не входят неустойки, пени, штрафы, упущенная выгода) должна быть свыше 300 тыс. руб.

При этом существуют специальные субъекты законодательства о банкротстве, в отношении которых сумма основного долга должна быть больше (например, в отношении сельскохозяйственных организаций или физических лиц 500 тыс. руб.).

Еще один важный момент — государственная пошлина за рассмотрение дела в суде относится к категории основного долга.

— просрочка по долгу должна быть больше 3-х месяцев;

— наличие задолженности должно быть подтверждено судебным актом. Данное правило не касается кредитных организаций (но только по правоотношениям, вытекающим из кредитного договора) и уполномоченного органа.

Обращаем внимание на судебную практику, которая выработала следующую устойчивую правовую позицию: природа правоотношений носит преимущественный характер. Имеется в виду то, что если кредитная организация переуступит требование не кредитной организации, то все равно долг не надо будет просуживать. Или, например, если участник должника переуступит требование к должнику другому лицу, то данное требование все равно будет считаться вытекающим из корпоративных правоотношений.

При этом необходимо иметь ввиду, что мировое соглашение, как правило, содержит отсрочку или рассрочку исполнения обязательства. Таким образом, право на обращение в суд с заявлением о признании должника (любого должника) несостоятельным (банкротом) возникает у кредитора после истечения 3-х месячного срока исполнения обязательства, установленного мировым соглашением.

Также необходимо иметь ввиду, что решения третейского суда недостаточно. В этом случае необходимо решение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. 

Информация на заметку: согласно п. 2 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых  в деле о банкротстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 г. №257) налоговый орган принимает решение о направлении в суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) в срок от 30 до 90 дней с момента направления в службу судебных приставов постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

Согласно ч. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

По истечении тридцати дней со дня опубликования указанного уведомления сведения, содержащиеся в нем, утрачивают силу.

Конкурсный кредитор в своем заявлении может указать кандидатуру арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих

Уполномоченный орган в своем заявлении может указать только СРО арбитражных управляющих.

Процедуры, применяемы в деле о банкротстве юридического лица.

В деле о банкротстве юридического лица существуют следующие процедуры:

— Наблюдение (в данной процедуре арбитражный управляющий является Временным управляющим);

— Финансовое оздоровление (в данной процедуре арбитражный управляющий является Административным управляющим);

— Внешнее управление (в данной процедуре арбитражный управляющий является Внешним управляющим);

— Конкурсное производство (в данной процедуре арбитражный управляющий является Конкурсным управляющим);

— Мировое соглашение. Может быть утверждено на любой стадии дела о банкротстве, даже на стадии рассмотрения обоснованности заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), т.е. когда ни одна процедура в отношении должника еще не введена.

Из всех указанных процедур ликвидационной является только конкурсное производство. Эта процедура вводится Решением арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.

Остальные процедуры имеют реабилитационную направленность. Они вводятся Определением суда о введении в отношении должника соответствующей процедуры.

На практике, финансовое оздоровление и внешнее управление очень редкие процедуры. В абсолютном большинстве случаев (более 90%) в отношении должника вводится процедура конкурсного производства.

При признании заявления кредитора обоснованным в отношении должника, в любом случае (если речь идет не о ликвидируемом или отсутствующем должнике), вводится процедура наблюдения.

Остальные процедуры не обязательны и вводятся судом в зависимости от обстоятельств.

Из наблюдения должник может “провалиться” в конкурсное производство (более 90% случаев). Также в конкурсное производство можно “провалить” должника из финансового оздоровления или внешнего управления.

Но из конкурсного производства можно перейти только во внешнее управление в случае, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и собрание кредиторов приняло решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению (ст. 146 Закона о банкротстве).

Окончание дела о банкротстве.

Существует два вида окончания дела о банкротстве:

1. Прекращение производства по делу о банкротстве (ст. 57 Закона о банкротстве):

— Восстановление платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления;

— Заключение мирового соглашения;

— Признание в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии иных кредиторов в реестре требований кредиторов (далее — РТК) должника;

— Отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

— Удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в РТК должника, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

— Отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

— В иных случаях.

При прекращении производства по делу о банкротстве должник не исключается из ЕГРЮЛ, долги не списываются.

2. Завершение дела о банкротстве. Может быть только по завершению  процедуры конкурсного производства, если требования кредиторов не были погашены (ст. 149 Закона о банкротстве).

Юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ. Все неисполненные обязательства должника считаются исполненными.

Арбитражный суд по истечении 30-ти, но не позднее 60-ти дней с даты вынесения определения о завершении конкурсного производства направляет данное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника в течение 5-ти дней с даты получения государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

Процедура, применяемая в деле о банкротстве — Наблюдение.

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве, наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу срок этой процедуры составляет 7 месяцев с даты принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Однако данный срок является организационным и не всегда соблюдается судами, особенно когда должник имеет стратегическое значение (например, является крупным работодателем в регионе).

Последствия введения процедуры наблюдения установлены ст. 63 Закона о банкротстве:

— требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

— по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

— не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

— не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При прекращении обязательств из финансовых договоров и определении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется;

— не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

— не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

— не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (но могут начисляться проценты по ст. 395 ГК РФ).

— для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Ограничения и обязанности должника в ходе процедуры наблюдения установлены ст. 64 Закона о банкротстве:

— введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, указанными ниже;

— органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

— органы управления должника не вправе принимать решения:

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

о создании филиалов и представительств;

о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

о заключении договоров простого товарищества.

— собственник имущества должника — унитарного предприятия не вправе:

принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах;

давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника;

принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

— не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

— руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника — унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

— должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

В течение 30-ти дней с даты опубликования арбитражным управляющим сведений о введении в отношении должника процедуры наблюдения кредиторы могут направить в суд заявления о включении их требований в реестр требований кредиторов.

Для таких заявлений не обязательно, чтобы требование было подтверждено судебным актом.

Кредиторы, чьи требования были включены в РТК на этом этапе принимают участие в первом собрании кредиторов.

Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения:

— проводит финансовый анализ должника;

— проводит анализ сделок на предмет оспариваемости;

— проводит анализ наличия либо отсутствия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства;

— контролирует действия должника;

— ведет реестр требований кредиторов;

— проводит первое собрание кредиторов (далее — ПСК).

Компетенция ПСК установлена ст. 73 Закона о банкротстве:

— принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

— принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

— принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

— образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;

— определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

— определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;

— выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;

— решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать дополнительные требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих.

В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные ст. 73 Закона о банкротстве к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы Закона о бакнротстве, относящиеся к первому собранию кредиторов.

Процедура, применяемая в деле о банкротстве — Финансовое оздоровление.

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве, финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Количество введенных процедур финансового оздоровления в делах о банкротстве можно пересчитать по пальцам за всю историю.

Одной из основных причин этого является необходимость предоставления обеспечения (залог, поручительство, гарантия и др.), но при таких обстоятельствах проще утвердить мировое соглашение, которое суд утвердит намного легче, в отличие от плана финансового оздоровления.

По закону финансовое оздоровление вводится на срок, не превышающий 2-х лет.

Руководитель должника в данной процедуре не отстраняется.

Кредиторы, в процедуре финансового оздоровления, могут подать заявление на включение в РТК должника в любое время.

План финансового управления утверждается сначала собранием кредиторов, а затем судом.

Процедура, применяемая в деле о банкротстве — Внешнее управление.

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве, внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Руководителем должника в данной процедуре является внешний управляющий.

В данной процедуре не требуется обеспечение.

Процедура вводится на срок, не превышающий 18 месяцев, который может быть продлен не более, чем на 6 месяцев.

Согласно ст. 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

Таким образом, план внешнего управления разрабатывается арбитражным управляющим и утверждается судом уже после введения процедуры. Благодаря данному факту легче убедить суд в необходимости утверждения плана внешнего управления.

Кредиторы, в процедуре внешнего управления, могут подать заявление на включение в РТК должника в любое время.

Согласно ст. 109 Закона о банкротстве планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

— перепрофилирование производства;

— закрытие нерентабельных производств;

— взыскание дебиторской задолженности;

— продажа части имущества должника;

— уступка прав требования должника;

— исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

— увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

— размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

— продажа предприятия должника;

— замещение активов должника;

— иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

План внешнего управления утверждается сначала собранием кредиторов, а затем судом.

Процедура, применяемая в деле о банкротстве — Конкурсное производство.

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве, конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Таким образом, должник считается банкротом с момента принятия судом решения о признании должника банкротом и введении в отношении него процедуры конкурсного производства.

В других процедурах банкротства должник не считается банкротом.

С момента открытия конкурсного производства ФНС вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации должника.

В течение 2-х месяцев с даты опубликования арбитражным управляющим сведений об открытии в отношении должника конкурсного производства кредиторы могут направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, заявления о включении их требований в РТК должника.

По истечении 2-х месяцев РТК должника закрывается. Этот срок является пресекательным и его восстановление не предусмотрено Законом о банкротстве.

Исключение может составлять случай, когда сделка должника была оспорена по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, в тех случаях, когда при оспаривании указанной сделки не устанавливалась добросовестность кредитора.

Последствия открытия в отношении должника конкурсного производства установлены ст. 126 Закона о банкротстве:

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами — исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

С момента начала конкурсного производства конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника и проводит инвентаризацию имущества должника. По общему правилу инвентаризацию имущества он должен провести в течение 3-х месяцев.

Порядок реализации имущества должника подробно расписан в ст. 139 Закона о банкротстве.

Результаты инвентаризации конкурсный управляющий публикует в Едином федерально реестре сведений о банкротстве. В течение 10-ти дней после публикации конкурсный кредитор или уполномоченный орган в случаях, когда размер их требований превышает 2 процента общей суммы требований конкурсных кредиторов, может заявить требование об оценке имущества должника. Оценка проводится за счет имущества должника. При повторном требовании об оценке имущества данная оценка производится за счет требования кредитора.

Если кредиторы не заявили требование об оценке имущества, то арбитражный управляющий оценивает имущество самостоятельно.

Имущество должника, находящееся в залоге подлежит оценке в любом случае.

Затем конкурсный управляющий должен подготовить и представить на согласование собранию кредиторов положение о порядке, условиях и сроках продажи имущества должника.

Положение по залоговому имуществу утверждает залоговый кредитор. Положение по всему остальному имуществу утверждает собрание кредиторов.

Положение о порядке, условиях  и сроках продажи имущества должника в обязательном порядке должно содержать:

— начальную цену продажи имущества. Она не обязательно должна быть равна цене оценщика, так как оценщик указывает рыночную стоимость, а в деле о банкротстве важна ликвидационная стоимость, так как имущество продается в ускоренные сроки и в условиях ограниченного спроса;

— вид торгов: конкурс или аукцион. В большинстве случаев это аукцион. Конкурс проводится в тех случаях, когда покупатель имущества должен соблюдать какие-либо требования в отношении покупаемого имущества (например, объекты культурного наследия). Аукцион может быть открытый или закрытый. Как правило утверждается открытый аукцион. Закрытый аукцион утверждается в тех случаях, когда продается определенный вид имущества, которое может купить только определенный круг лиц (например, оружие);

— Шаг аукциона, размер задатка, цена отсечения (цена, на которой прекращаются торги, проводящиеся путем публичного предложения). Публичное предложение — это порядок проведения торгов, который вводится в тех случаях, когда дважды не состоялись торги, проводимые путем аукциона;

— Лоты. Т.е. в каком составе и какими лотами продается имущество.

Положение о продаже, утвержденное собранием кредиторов, может быть обжаловано в суд.

В случае, если положение о продаже не было утверждено собранием кредиторов в течение 2-х месяцев, конкурсный управляющий может утвердить положение о порядке, условиях и сроках продажи имущества в суде.

В случае, если имущество не было продано на торгах, то данное имущество предлагается кредиторам в качестве отступного (данные правоотношения подробно урегулированы ст.142.1 Закона о банкротстве).

Если кредиторы не приняли имущество в качестве отступного (а это, как показывает практика не всегда выгодно, либо собрание кредиторов не утвердило предложение конкурсного управляющего о порядке предоставления отступного), то имущество предлагается участникам (учредителям) должника.

Если участники (учредители) должника отказались принимать имущество, то имущество передается в органы местного самоуправления.

На практике органы местного самоуправления не стремятся принимать данное имущество, которое, как правило, не является ликвидным (например, доли в “пустых” обществах с ограниченной ответственностью). В таких случаях, органы местного самоуправления приходится заставлять принимать имущество через суд.

Очередность удовлетворения требований кредиторов.

Урегулирована ст. 134 Закона о банкротстве:

1. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

2. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);

в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

2.1. Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, предусмотренной абзацем четвертым пункта 4 настоящей статьи.

3. При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

4. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2 и пункта 3 статьи 61.3 настоящего Федерального закона.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона.

Требования кредиторов, являющихся владельцами облигаций без срока погашения, удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

5. При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 138 Закона о банкротстве из средств, вырученных от реализации предмета залога, 70% направляется на погашение требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. А в случае, если залоговым кредитором является кредитная организация, то 80%. остальные денежные средства вносятся на специальный банковский счет должника для погашения требований кредиторов 1 и (или) 2 очереди, а также для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.

В случае, если кредиторы 1 и (или) 2 очереди в деле о банкротстве отсутствуют либо денежных средств от продажи залогового имущества хватило на погашение задолженности, то остаток данных денежных средств направляется залоговому кредитору.

Если сумма основного долга перед залоговым кредитором закрылась в полном размере, то остаток денежных средств от реализации залогового имущества направляется в конкурсную массу для погашения требований незалоговых кредиторов.

Если сумма основного долга перед залоговым кредитором на закрылась в полном размере, то оставшиеся требования удовлетворяются наравне с незалоговыми кредиторами.

Таким образом мы видим, что очередность требований кредиторов делится на текущие и реестровые.

Статус кредиторов по текущим платежам урегулирован ст. 5 Закона о банкротстве. Кредиторы по текущим требованиям не включаются в реестр требований кредиторов и не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. При этом кредиторы по текущим платежам вправе обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.